Развитие отечественного производства легких сплавов

18.03.2020 0 Автор admin1

Зарождение в начале XX в. новейшей отрасли промышленности — авиастроения потребовало создания прочных и легких материалов. Одним из таких материалов явился сплав, впоследствии названный дюралюмином, обладающий способностью приобретать значительную прочность при старении. Это свойство открыто в 1907 г. немецким ученым Вильмом. С этого времени начались большие научно-исследовательские работы по дальнейшему изысканию прочных алюминиевых сплавов. Одновременно начался бурный рост производства алюминия, не имеющий пока прецедентов в истории металлургии. В России в 1913 г. были начаты опыты по созданию сплавов типа дюралюмин, но в связи с войной они были прекращены.

Советские ученые идут в авангарде широкого фронта работ по созданию и изучению все новых и новых марок алюминиевых сплавов по мере того, как потребность в материале с теми или иными свойствами выдвигается задачами социалистической индустриализации страны, развитием металлообрабатывающих отраслей промышленности. На первом этапе развития отечественного производства легких сплавов, кроме технического алюминия, существовал лишь единственный пригодный для производства катаных и прессованных полуфабрикатов конструкционный сплав Д1; его химический состав близок к классическому дюралюмину. Этот сплав удовлетворял требованиям конструкторов примерно до 1934 г. С 1935 г. начались изыскания сплавов с более высокой прочностью. Первым из них был сплав ВВ, предложенный С. С. Строевым. Однако он не обладал устойчивыми механическими свойствами в условиях производства и в 1936 г. был заменен сплавом М95 (предложен Ю. Г. Музалевским). Впоследствии этот сплав вошел в стандарты под маркой Д6. Этот сплав отличался более высокими и устойчивыми механическими свойствами, но технология его производства была более сложной.