Классификация и виды франчайзинга

Классификация и виды франчайзинга

22.04.2020 Выкл. Автор admin

Франчайзинг как способ ведения бизнеса завоевывает новые территории, набирая популярность по всему миру. Такая тенденция основана на высокой эффективности и устойчивости образующихся компаний. Франчайзинг актуален и для опытных бизнесменов, которые желают развиваться и оптимизировать доход своего предприятия, и для новичков. По статистике, каждый час в мире открывается 8 новых фирм по франшизе. Более 80% таких проектов становятся прибыльными и быстрорастущими.

Сущность франчайзинга

Узнаем, что такое франшиза https://j.etagi.com/ps/chto-takoe-franshiza-i-kak-ona-rabotaet-v/. В экономической литературе данное понятие трактуется по-разному. Большинство авторов сходятся на мнении, что это соглашение на право использования определенной торговой марки и возможности развивать свой бизнес по отработанным технологиям.

Система франчайзинга определяется как метод продвижения и сбыта продукции. Он включает в себя систему маркетинга, управления и дистрибьюторства, при которых один бизнесмен (франчайзи) получает право продавать товары или оказывать услуги по стандартам и технологиям другой стороны (франчайзера). При этом франчайзер сопровождает деятельность франчайзи на всех этапах, оказывая разную организационную и маркетинговую поддержку. За оказание данного рода услуг и использование бренда он получает оплату от франчайзи в виде финансовых отчислений:

• паушального взноса – единоразового платежа, осуществляющегося при заключении договора франшизы;

• роялти – ежемесячного отчисления в виде фиксированной ставки или процента от выручки созданного предприятия.

Сущность франчайзинга заключается в предоставлении успешной знаменитой компании небольшой фирме, часто новичку, право на определенный срок вести бизнес по отработанной технологии, использовать бренд с возможностью обучения и консалтинговой поддержки.

Виды франчайзинга

Существует несколько классификаций этого понятия. Рассмотрим их более детально. По видам отношений между сторонами франчайзингового договора выделяют:

1. Товарный франчайзинг. Данный вид предпринимательской деятельности функционирует в торговой сфере и основан на продаже продукции, которая выпущена под торговой маркой франчайзера. При этом покупатель франшизы имеет право продавать полученный товар и получить гарантийное обслуживание. Как правило, в договоре о сотрудничестве строго прописаны все условия продаж, технологии обслуживания и правила пользования брендом производителя. Если предметом договора выступает недвижимость или технологии, франчайзер предоставляет помощь в обучении персонала, проводит маркетинговые мероприятия, оказывает консалтинговую помощь.

2. Производственный (промышленный) франчайзинг. Открытие бизнеса по условиям франчайзинга характеризируется высоким порогом вхождения и большой конкуренцией. Но, несмотря на непростые условия, сегодня функционируют компании, которые успешно продвигаются в данном направлении и получают хороший доход. Сущность промышленного франчайзинга заключается в производстве определенной группы товаров. Франчайзер за фиксированную плату предоставляет свое сырье местным фирмам. Продавец франшизы, используя свои уникальные технологии, выпускает товар. Франчайзи при этом не только использует известный бренд, но и входит в производственный цикл главного предприятия. Данный вид франчайзинга основан на тесном сотрудничестве партнеров (франчайзера и франчайзи), подробной регламентации всех действий во время производства и регулярном контроле со стороны главного предприятия. В России чаще всего производственный франчайзинг используется в продаже безалкогольных напитков. Любой региональный завод является франчайзи главной компании. К примеру, напитки под торговой маркой Coca-Cola выпускают по всей территории России. При этом местные заводы получают от франчайзера концентрат и подробную инструкцию дальнейших действий для выпуска известного напитка.

3. Сервисный франчайзинг. Данный вид франчайзинга основан на праве пользования ноу-хау в виде технологий и использовании рецептуры для оказания разных услуг. Для открытия своего дела покупатель франшизы использует товарный знак главного предприятия и получает от него всестороннюю поддержку в момент открытия и дальнейшей деятельности, обучение персонала, помощь в оформлении разрешительной документации. Сервисным франчайзингом предусмотрен широкий доступ к внутренней базе главного офиса – программному обеспечению, клиентским базам, результатам проведенного мониторинга. Взаимоотношение между сторонами договора гораздо сложнее, чем в товарном франчайзинге. В условиях жесткой стандартизации каждый шаг франчайзи контролируется и корректируется, требует тщательной подготовки всех процессов. Особенностью сервисного франчайзинга является тесная зависимость от изменений моды, привычек, общественного отношения к тем или иным процессам. Для возникновения нового направления в сервисном франчайзинге необходимо появление новой тенденции, например, желание питаться в кафе, ресторанах или закусочных. Или, наоборот, рост спроса на заказы еды «на дом». Сервисный франчайзинг недостаточно популярен на территории отечественного пространства. Такие услуги, как химчистка или прачечная, не очень востребованы среди широких масс населения, а парикмахер домашних животных или подстрижка газонов вообще не пользуются спросом.

4. Деловой франчайзинг. При данном варианте сотрудничества франчайзи получает не только право использования разрекламированного бренда, но и лицензию на функционирование бизнеса. В договоре между сторонами четко прописана концепция развития, указаны инструкции по подбору персонала, требования по оформлению вывески и дизайна помещения. Также указан порядок проведения маркетинговых мероприятий, ведения отчетности и особенности работы с поставщиками. Это означает, что франчайзи действует по специально разработанной и адаптированной к определенной местности концепции. За следование общепринятым корпоративным нормам тщательно следят представители главного офиса. Деловой франчайзинг в нашей стране набирает популярность. По мнению экспертов, он устойчив к кризисным явлениям и является одним из самых перспективных вариантов организации бизнеса.